Психологические нарушения у детей могут проявляться в разном возрасте. Первичные симптомы не всегда могут заметить родители, но отмечаются врачами. При своевременном начале лечения и реабилитации можно избежать дальнейших плачевных последствий. Нарушения могут быть четырех видов: аутизм раннего детского возраста, умственная отсталость, синдром дефицита внимания и гиперактивности, задержки развития.
[quote]Рекомендуем! Реабилитационный центр в Санкт-Петербурге Возвращение на ул. Гастелло дом 11.[/quote]
Причины нарушений
Психологические нарушения не возникают просто так, у них есть определенные причины. Для некоторых заболеваний характерны собственные причины, но это касается смешанных специфических расстройств. Рассмотреть стоит общие причины, без разделения по вызываемым отклонениям.
Факторы, которые могут спровоцировать психологические нарушения:
- генетическая предрасположенность;
- интеллектуальная ограниченность;
- конфликты и семейные проблемы;
- ситуации, травмирующие психику;
- несовместимые темпераменты ребенка и родителей;
- поражения мозга.
Провоцирующим фактором у детей младшего дошкольного возраста может стать развод родителей. Неполные семьи и наличие в анамнезе психических заболеваний у родителей ухудшают ситуацию.
Симптомы психологических расстройств
К тревожным симптомам, на которые стоит обратить внимание взрослым, относятся:
- навязчивые состояния, тики;
- беспочвенные страхи;
- тревога и расстройства на их почве;
- агрессивность;
- отказ от установленных правил;
- частая смена настроения;
- детская шизофрения;
- замедленность в действиях, необычные телодвижения;
- нарушения в мышлении;
- полный отказ или снижение интереса к активным играм.
В некоторые периоды взросления (возрастные кризисы) подверженность нервным и психическим расстройствам повышается. Психологические нарушения до 1 года могут быть обусловлены ограничением круга потребностей, которые требуют удовлетворения (боль, голод, справление естественных нужд).
Виды психологических нарушений
Есть несколько видов психологических нарушений:
- Умственная отсталость и задержка развития. Может быть четырех степеней тяжести — легкая, умеренная, тяжелая, глубокая. При этом у ребенка наблюдается нарушения по усвоению информации и навыков. Отмечается задержка физического развития, поведенческие реакции отличаются от сверстников. Сосредоточенность и концентрация внимания отсутствуют. Далее развивается психологический инфантилизм.
- Синдром дефицита внимания и гиперактивности. Под диагнозом понимается несколько психо-неврологических заболеваний, сопровождающихся поведенческими нарушениями. Ребенок не может сосредоточиться на одном действии и предмете, рассеян, болтлив.
- Аутизм. Тяжелое психологическое заболевание. Клинические проявления имеют разные степени тяжести.
- Шизофрения. Редко проявляется в младшем и школьном возрасте. В исключительных случаях ребенок слышит голоса, имеет воображаемых друзей, видеть галлюцинации. При этом он не осознает нереальность этих видов.
- Невропатия. Врожденный синдром нервности, возникает в возрасте до 3 лет. Первичные проявления можно отметить уже в грудном возрасте. Таким детям характерен аффективно-респираторный приступ: на высоте выдоха возникает тоническое сокращение мышц гортани, временная остановка дыхания, побледнение кожных покровов с последующим акроцианозом.
- Гипердинамический синдром. Синдром психомоторной расторможенности, возникает в возрасте от 3 до 7 лет, у девочек реже, чем у мальчиков. Ребенок подвижен, не организован, неусидчив, проблемы с концентрацией внимания, суетлив.
- Патологические привычные действия. Проявления заболевания могут быть разными: обкусывание ногтей, онанизм, сосание пальца, выдергивание волос, ресниц, бровей и т.д. Устранить такую привычку на время можно усилием воли. Все попытки со стороны родителей чаще всего встречаются с активным сопротивлением. Еще один характерный признак — яктация, раскачивание туловища.
- Детские страхи. Характерной особенностью детского возраста является относительно легкое возникновение страхов. Патологичность страхов проявляется интенсивность действия на ребенка, беспричинность появления, несоответствие выраженности, нарушение общего состояния ребенка и его поведения под действием страха. Страхи можно разделить на: навязчивые, сверхценные, бредовые.
- Патологическое фантазирование. Фантазирование связано с периодами взросления. Патологическая форма неотрывно связана с манипуляцией предметами, прерывание которой вызывает гнев и даже агрессию ребенка.
Лечение нарушений
Лечение и реабилитация при психологических нарушениях проводятся методами детской психотерапии. При поведении с выраженными нарушениями, которые не позволяют установить контакт, используется медикаментозная терапия. Поведенческая терапия используется для устранения нежелательных форм поведения и привития полезных навыков. Подход структурированный, при котором проводится анализ поведения, определяются этапы коррекции, вырабатываются новые поведенческие программы. После поведенческой терапии вводят групповые психологические тренинги. Они предназначены для социализации ребенка.
Проходят в игровой форме, направлены на отработку взаимодействия между детьми.
Для системной реабилитации необходим индивидуальный подход. Он создает условия компенсации и восстановления нарушенных сфер жизни и деятельности.